![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Особенно заметна эта самая особенность при сравнении работы британских и советских спецслужб.
Британцы во главу всей работы ставили и ставят интеллект, различные комбинации, умение влиять на события в среднесрочной и долгосрочной перспективе, тщательно разрабатывая те или операции, что работают именно на неких внутригосударственных деструктивных процессах, зачастую умея вовремя проиграть и отступить, вводя, таким образом, противника в невыгодное положение в перспективе.
Советская же методика отличалась и отличается от британской, как маляр отличается от живописца.
Приведу простой пример.
Был такой Карим Хакимов («Красный паша́»): советский дипломат, первый полномочный представитель Советской России в арабских странах.
Самородок, самостоятельно изучил несколько языков и методику работы мировых разведок, был очень тонким психологом «от природы».
По сути, Хакимов создал и в какой-то степени воспитал династию Саудитов - в значительной части способствовал созданию Саудовской Аравии. Был любим народами Ближнего Востока и по степени влияния легко соперничал со знаменитым Лоуренсом Аравийским.
В Москве столь филигранная работа какого-то выскочки здорово раздражала боссов советских спецслужб, привыкших действовать несколько иными методами - пытки, казни, репрессивные меры и т.д.
В результате, Хакимов был срочно отозван в СССР и в 38-м году казнен.
На его место был направлен проверенный оперативник Булыкин (по другим данным Булыгин), которого король не только не принял, но и рекомендовал ему срочно покинуть Саудовскую Аравию.
Для династии же Саудитов казнь Хакимова стала таким потрясением, что они прекратили любые дипломатические и иные контакты с СССР почти на 50 лет.
А позже, уже в 80-х годах 20 века согласились участвовать в нефтяной войне на стороне США для подрыва экономики Советского Союза.
То есть, боссы - Берия, Сталин и Ко, - даже не представляли и не желали осознавать процессы, которыми хотели управлять, а казнь человека, работавшего непонятными для них методами, спустя полвека в некоторой степени повлияла на развал самого СССР, лишив значительной части нефтяных доходов.
Понимаете, они хотели заменить профессионала высочайшего уровня, интеллектуала и гения дипломатии на человека, который пытал и издевался над людьми во время допросов.
Этот человек им был ближе. Роднее.
Позже, после окончания Второй Мировой, ситуация несколько изменилась, однако по сути методы работы изменились слабо.
Во главу угла ставились подкуп, шантаж, покровительство террористическим организациям.
Удачи, безусловно, были. Не каждый способен противостоять натиску палача и психопата, у многих есть какие-то факты биографии, которые не хотелось бы выносить в свет.
Но за 70 лет после окончания войны методы не менялись - развития как такового не было. Советские спецы предпочитали действовать «проверено и в рамках инструкций», что рано или поздно стало очевидно просчитываться оппонентами, как сегодня просчитываются фактически любые шаги (в том числе - ответные) российского режима. Путин столько раз попадался в силки иностранных операций, что в какой-то момент стало совершенно понятно: его «негибкость», его неспособность «не бить слабого» весьма успешно используют против него самого же. Я почти уверен, что Кремлю позволили вляпаться в крымскую эпопею (уж простите, украинцы). Кремль считает Крым величайшей своей победой, но, на самом деле, такого провала Россия в современной истории ещё не знала.
К тому же, нелегальная разведка, на которую возлагается основная работа уже российских спецслужб, в современном мире далеко не всегда эффективна, так как внедрение нелегалов в нужные сферы почти невозможно.
Яркий пример: «группа Чапман», которой не удалось добыть хоть сколько-нибудь важную информацию, не удалось создать ни одной внятной агентурной цепочки.
Аляповатую, грубую работу наших родных спецов можно наблюдать сегодня как внутри страны, так и за ее пределами.
С момента создания они и их методы не слишком изменились.
И что вы хотите от людей, которые продолжают славные традиции палачей и мучителей?
По сути, у нас нет спецслужб в классическом их виде. Нет у нас «плаща и кинжала», есть «фартук мясника и топор».
И видя, как «мясников» водят за нос, ввязывают их в различные комбинаторные ситуации, в которых они рано или поздно оказываются со спущенными штанами, осознаешь, что если Россия все же сохранится после грядущих потрясений, нам потребуются годы на переосмысление и реорганизацию. Быть может, потребуется создание чего-то принципиально нового - основанного на иных фундаментальных ценностях, нежели сегодняшние.
Пока же мы проигрываем каждый день. Буквально.